decor
1913

Первые самолеты-богатыри

Долго Илья Муромец на свете жил. Долго русской земле своей силой служил

Самолет-богатырь «Илья Муромец», созданный конструктором Игорем Сикорским, стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Из таких самолетов была создана первая в мире авиационная бомбардировочная эскадра.

Нелегко представить, что чуть более сотни лет назад первые самолеты только становились на крыло, и каждый полет был риском, а каждое новое достижение вроде беспосадочного перелета между континентами расценивалось как настоящий подвиг. Если вспомнить, то первые самолеты были небольшими бипланами, не предназначенными для перевозки пассажиров. Многие конструкторы стремились отойти от этой конструкции и сделать нечто иное, и первым, кому это удалось, стал русский инженер Игорь Сикорский.

сикорский12.jpg 1.07 MB


Четырехмоторный воздушный корабль Сикорского «Русский витязь» впервые поднялся в небо над Петербургом 26 мая 1913 года. Этот день считается началом истории отечественной тяжелой авиации.

Скептики не верили, но воздушный гигант поднялся над аэродромом, сделал несколько кругов и мягко приземлился, сорвав овации тех, кто наблюдал за полетом. За границей сообщения о детище Сикорского расценили как мистификацию – настолько сильна была уверенность в невозможности создать подобную конструкцию. А в России известие стало поводом для радости и гордости за выдающееся достижение молодого и талантливого соотечественника.

сикорский32.jpg 1.04 MB


В те времена главной опасностью была поломка двигателя – такие инциденты нередко заканчивались падением и гибелью пилота. Сикорский решил, что нужно оснастить самолет несколькими моторами. Тогда, даже если один из них вдруг выйдет из строя, на оставшихся двигателях можно будет дотянуть до аэродрома. 

Игорь Сикорский: 

Для надежного передвижения по воздуху на дальние расстояния надо пользоваться аэропланами с несколькими двигателями, и надо, чтобы на аппарате находилось несколько человек, из которых каждый должен исполнять свое определенное дело… Большой тяжелый воздушный корабль с сильными двигателями должен идти в воздухе более устойчиво и должен легче переносить непогоду, чем небольшой легкий аэроплан.

Удачные эксперименты окончательно убедили скептиков в их неправоте. В 1913 году «Русский витязь» установил несколько мировых рекордов, показав максимально возможную на тот момент продолжительность полета и грузоподъемность.

После аварии, когда двигатель с самолета авиатора Габер-Волынского сорвался и рухнул на «Витязя», повредив его коробку крыльев, было решено не восстанавливать деревянную конструкцию – у Сикорского на подходе была новая идея.

Следующим «богатырем», которого создал Сикорский, стал «Илья Муромец», который был готов уже в декабре 1913 года. Вес самолета составлял почти пять тонн, а размах крыльев увеличился до 31 метра. Воздушное судно обладало вдвое большей нагрузкой, чем его предшественник, обгоняло «Витязя» по возможной высоте, а также обладало более комфортной кабиной пилота с большими окнами со всех сторон.

«Илья Муромец» совершил первый полет над Санкт-Петербургом с 16 пассажирами на борту в феврале 1914 года. Сикорский вел машину на небольшой высоте. Другие пилоты на это не решались, но конструктор хотел показать надежность самолета и привлечь внимание жителей города. В этом он преуспел: петербуржцы были в полном восторге, а при появлении «Ильи Муромца» в небе все остальное движение на улицах буквально замирало.

сикорский42.jpg 615.26 KB


С началом Первой мировой войны «русского богатыря» испытали в боевых действиях. Он стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Из таких самолетов была создана первая в мире авиационная бомбардировочная эскадра. В общей сложности было собрано более 70 самолетов данной модели, и примерно 60 из них задействовали в боях. 

После Октябрьской революции Игорь Сикорский покинул Россию, основал в США школу вертолетостроения. В СССР его разработку «Ильи Муромца» применяли сначала в военных действиях, а потом в почтово-пассажирской авиации. 

Самолеты Сикорского положили начало развитию мировой тяжелой авиации. И современные воздушные суда – транспортные и пассажирские – обязаны своим появлением выдающемуся российскому конструктору и авиатору, не побоявшемуся раздвинуть рамки технического прогресса и сделать то, что считалось невозможным. 

Подробнее